Home
Кит
Как это делается у вас? 
27th-May-2009 10:10 am
Минерва
Пост адресован прежде всего коллегам по цеху, однако мнение тех, кто по другую сторону баррикад тоже будет представлять ценность. Особенно интересуют зарубежные практики, но российские тоже нужны. Итак.

Не могли бы вы привести пример эффективно организованной системы оценки и защиты дипломных работ в гуманитарных и прилегающих к ним областях? Интересует а) как достигается объективная оценка, б) какова процедура защиты, в) как подбираются оппонент-рецензент, г) как проверяется наличие плагиата, д) как это все формализовано, какими документами, положениями и т.д.

Плохо организованные системы меня в данном случае не интересуют, этого добра у самой навалом :) Если система обладает рациональным зерном, но не лишена исправимых недостатков -- тоже пойдет.

Нужен не образец, а подборка т.н. best practice.

Спасибо!
Comments 
27th-May-2009 06:40 am (UTC)
Без замка - специально? ;)
27th-May-2009 06:42 am (UTC)
Ага :)
27th-May-2009 08:23 am (UTC)
Напишу - только можно подробнее разъяснить пункт а)
пункт д) не ко мне
сразу по пункту г) http://www.hse.ru/org/hse/antiplagiat_info/antiplagiat все вместе с дипломами и диссерами сдают справку с номером работы и тем, что она прошла проверку на антиплагиат. если не прошла, то ебись как хочешь, работу не примут)))
там по ссыли и положение какое-то о нем
27th-May-2009 08:29 am (UTC)
А -- из чего складывается оценка, есть ли какие веса мнений научного, оппонента, рецензента или просто оценку ставит комиссия. Короче, как оценка формируется.

по д) -- то есть вас не знакомили ни с какими официальными документами, все на словах?

Спасибо, Варь, правда нужно.
27th-May-2009 08:35 am (UTC)
знакомили) мы даже чето подписывали) но я такие вещи не запоминаю, что там было и как =) не до этого было, по большому счету)
я не знаю, как ставится оценка, так как это происходит без меня) специальных весов, наверное, нет, хотя хрен знает.. по-моему обычно исходят из того, что поставил научрук в отзыве и того, что сказал рецензент. потом если что-то неочевидно, то все спорят и решают. но это все за закрытыми дверями..
27th-May-2009 08:41 am (UTC)
Ага, то есть все-таки комиссия за закрытыми дверями. Поняла, спасибо! Последний вопрос: отзывы научного и рецензента заранее читать давали?
27th-May-2009 08:44 am (UTC)
конечно) моей подруге рецензент даже помогал че-то писать, так как научник проебался куда-то..
27th-May-2009 08:45 am (UTC)
кстати это зависит от кафедры.. я защищалась на кафедре словесности, а счас на кафедре медиаменеджмента пишу работу.. здесь у нас более прогрессивные преподы)))
если ты объяснишь цель твоих вопросов и сделаешь анкету, я ведь могу попробовать ее научруку подкинуть %)
27th-May-2009 08:50 am (UTC)
Цель проста: защиты этого года показали полную неэффективность системы. Надо собрать инфу по поводу того, где как этот процесс организован и выработать свою систему, исключающую сведения счетов между преподами, отражающиеся на студентах, учитывающую мнение научного, оценивающую не защиту, но скорее работу и т.п. Я подумаю про анкету, хотя пока не вижу, как ее сделать.
27th-May-2009 08:52 am (UTC)
ну начало такое вот как счас написала
потом по перечисленным пунктам вопросы..
наверное так
27th-May-2009 09:49 am (UTC)
Ой, как интересно! А еще про эффективность подбора научного руководителя и какие-то советы можно добавить вопрос?

Есть красивая интересная прогрессивная тематика - не знаю, как искать научного руководителя :(
27th-May-2009 09:52 am (UTC)
Это я бы отдельным постом, если не возражаете (не возражаешь?).

Есть что сказать.
27th-May-2009 10:39 am (UTC)
Можно на "ты". Не только не возражаю, но и всячески приветствую. Спасибо. :)
27th-May-2009 11:50 am (UTC) - off top
Сорри за оффтоп
Вам ссылочка на то, как правильно подготовиться к сдаче ПДД
http://avto-russia.ru/pdd/
мне пригодилась :)
27th-May-2009 01:44 pm (UTC) - Re: off top
И пришёл спамер)
27th-May-2009 01:50 pm (UTC) - Re: off top
еще раз сорри,
Вы сами писали, что собираетесь освежить знания
27th-May-2009 01:51 pm (UTC) - Re: off top
Спам существует безотносительно моих желаний.

Впрочем, дело хозяйки журнала =)
28th-May-2009 06:03 pm (UTC)
В Штатах делается так.

Защитился соискатель или нет - решают только члены комиссии, диссертационной или дипломной. На защитах диссертаций присутствует представитель Graduate School, он может быть из того же college (факультета, соответственно) но не с той же кафедры. (В зависимости от университета, он может быть необязательно навязанным; ну, когда я защищалась, мне в Graduate School сказали: до такого-то числа можете своего предложить, а если не предложите, мы какого профессора попросим. Мой главный попросил коллегу с другой кафедры методом перекрёстного опыления :) - у неё тоже кто-то защищался.) Функция такого представителя - пробдеть и завизировать что всё на защите соответствовало правилам Graduate School.

Члены комиссии (никаких оппонентов-рецензентов) подбираются так. Соискатель ну очень заранее просит профессора быть председателем его дипломной или диссертационной комиссии, думаю, что меньше чем за год такие дела не решаются, а с диссертацией - дольше чем за год стопудово. Для мастерских дипломов чаще бывает двое членов комиссии (иногда - трое), для диссертаций - не меньше трёх, иногда и 4, зависит от кафедры или программы внутри кафедры. (Обычно оговорено что не менее стольких-то членов комиссии обязано быть именно с кафедры/программы соискателя.)

Дальше, соискатель проговаривает с председателем кто будет остальными членами комиссии. Бывает что председатель даёт приказ: У тебя будут такие-то профессора, точка (по моим наблюдениям, такое зависит как от университета так и от руководителя, некоторые руководители делают вид что приказа не дают, но попробуй не прислушаться к мнению...). Всегда лучше это всё решить очень заранее. На некоторых кафедрах очень даже поддерживают когда в комиссии есть коллеги из других кафедр/факультетов/университетов, на других кафедрах этого не любят. Y меня лично там где я защищала диссер в Техасе третим был мой руководитель из Калифорнии (он был моим руководителем на Undergraduate Honor's Thesis и на мастерском дипломе), и все трое профессоров были очень довольны. Однако, я знала заранее что при таком раскладе всё будет хорошо, а при другом - нет (ну, что если главный - профессор А, а профессор Б идёт вторым - то хорошо, а что если профессор Б будет первым, то я Калифорнийца звать не буду, ему первенство Б будет нож в сердце, хрен их знает как они будут себя вести, а кто пострадает? - правильно, я.)

До защиты диссера, комиссия сначала пропускает соискателя на кандидатском экзамене qualifying examination (quals) (в одном и том же универе и в одном и том же college на разных программах процесс экзамена происходит по-разному, всегда дело тяжёлое, иногда несколько дней, иногда пишется агроменный реферат на 45/80+ страниц по мульёну источников и потом устно гоняют), потом идёт dissertation proposal, потом уже защита. Если видно на кандидатском что от одного профессора проблемы - надо избавляться и подбирать другого. Все три события никогда не бывают формальностями, соискателя гоняют.

Насколько я знаю, за собственно защиты оценок не ставится, тут или защитил или нет. Однако, существуют credits которые ты берёшь (ну, где как, мастерский диплом может быть и 3 и 6, а диcсертационные credits - у нас не меньше 12-ти, бывает, что соискатель и больше берёт), и где-то это просто зачёт, а где-то - оценка. У меня лично руководитель за какие-то dissertation credits проставил оценку, а профессор Б просто проставил зачёт.

Нормальный руководитель не выпустит на защиту соискателя с несоответствующим дипломом/диссертацией, но - не все руководители нормальные, так же как и не все соискатели. Иногда бывает что соискатель руководителю поперёк всех мест, тогда уж как получится.

Продолжение следует.
28th-May-2009 06:03 pm (UTC)
Все защиты являются public events, и формальные объявления о защитах обычно обязаны появиться не менее чем за три недели. Любой человек, хоть местный алкаш или бродяга, может придти на защиту/dissertation proposal и задать любой вопрос, и соискатель обязан ответить, но обычно главный просит всех представиться если кто незнакомый. Очерёдность вопросов к соискателю: Главный (обычно), члены комиссии, професcора пришедшие на защиту, аспиранты, все остальные. Иногда бывают дискуссии на тему, в местах демократических. Потом все кроме членов комиссии (и представителя Graduate School) выгоняются (и на dissertation proposal тоже) и соискателя ещё гоняют. Потом его тоже выгоняют и члены комиссии обсуждают. Потом выходит главный и говорит трясущемуся соискателю или "пшёл вон," или "поздравляю, Др. Фамилия," и лапу суёт. Почти всегда требуют ещё чего-то там доработать и дописАть, и после этого уже подаётся членам комиссии окончательный вариант и они подписывают, но решение пропустить-не пропустить принимается на защите при закрытых дверях.

Да, quals у нас в университете можно пытаться сдавать дважды на одной и той же кафедре, если второй раз провалил - отчисление. Если первый раз провалил можно или пытаться снова, или попытаться перейти на другую кафедру.
28th-May-2009 07:32 pm (UTC)
Да, я не сказала что вопросы задаются уже после доклада соискателя, но это, наверно, и так ясно. Сколько длится доклад - зависит, когда 20-25 минут, когда 40 минут, но я не знаю чтобы где-то в правилах это оговаривали, обычно накануне проговаривается с руководителем и решается по обстоятельствам. На какую часть работы сделать особенный упор (обзор, концептуальная часть, методология, результаты, значение/возможные применения результатов) во время доклада - тоже зависит, иногда дело не в самой работе, а в прибамбасах руководителя.
29th-May-2009 01:23 pm (UTC)
Спасибо!!! Очень пригодится. Большущее спасибо!

Я ж именно с защитами не сталкивалась в Штатах.
28th-May-2009 06:15 pm (UTC)
Постараюсь узнать про Norwegian School of Economics and Business Administration, Bergen (Norway) =)
29th-May-2009 01:22 pm (UTC)
Ага, буду признательна!
2nd-Jun-2009 09:05 pm (UTC)
не отвечают мне пока оттуда =(
29th-May-2009 01:16 pm (UTC)
а я "из-за баррикад" по пункту а) хочу сказать свое "имхо":
1. оценка не может быть объективной в принципе, потому что нет абсолютного знания, с которым можно сравнить и на основе сравнения оценить дипломную работу. у нас по поводу кризиса сколько преподавателей - столько мнений. и по другим основным понятиям то же самое. поэтому и получается русская рулетка: если повезет, то в комиссии будут сидеть преподаватели, которым диплом близок по хотя бы по определению основных понятий, ну а если не повезет...
2. состав комиссии нельзя выбирать из преподавательского состава факультета, который знает студентов уже по 5 лет, а то и больше. здесь как ни старайся, все равно предыдущее отношение и опыт общения скажутся.
с другой стороны, с чужих факультетов тоже набирать людей страшно, потому что "там" может быть еще 10 000 определений понятия "кризис" и ни одно из них с нашими 10 000 не совпадет. вариант решения - выбирать тех, кто конкретно в данной группе не вел.
3. третье (два в одном) и на мой взгляд самое важное и легкореализуемое: а) нельзя давать право подписи под оценкой только одному человеку. всегда должна быть альтернатива! например, председатель не согласен с ОТЛ, но подавляющее большинство в комиссии согласно - идем подписывать к декану или замдекана. (глядишь, у нас бы не сорвался красный диплом в таком случае)
б) установить обязательный минимум присутствующих при ответе в комиссии. (когда я отвечала, у меня было 2 человека - мой научник и преподаватель, которая в силу своей тактичности и корректности никогда не "докапывается". не отрицая, что я работала и свою тему знаю, я считаю, что мне повезло)

О.Д.
29th-May-2009 01:22 pm (UTC)
Оля Дмитриева?

Спасибо за ответ. Кстати, в нашей комиссии оценку ставили коллективно, только легче от этого никому не стало.
29th-May-2009 01:47 pm (UTC)
угумс
29th-May-2009 02:00 pm (UTC)
Тада добро пожаловать во френды :) Взаимное обращение на ты приветствуется, теперь-то уж точно можно ;)
This page was loaded Nov 8th 2009, 1:32 pm GMT.